На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Народные Новости

1 103 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Лагно
    Сегодня посмотрели "любимца народа" и честно сказать ничего кроме омерзения не получили. Это сладкое любование самим ...Певец Николай Бас...
  • Семахина Елена
    Давно пора. А  то в гнилой иконостас уже превратились  западные страны.РИА Новости: Росс...

Фомино воскресенье: что такое Антипасха и как ее отмечать

Следующее после Пасхи воскресенье носит название Уверение святого Фомы или Антипасха. В 2021 году этот праздник выпадает на 9 мая.

Несмотря на свое название, этот день не противопоставлен Пасхе, а скорее представляет собой ее повторение. Согласно Святому Писанию, Иисус явился своим ученикам в сам день своего Воскресения, подтвердив весть о нем, которую ангел передал женам-мироносицам у его пустого гроба. Через восемь дней он пришел к ним повторно, что и отмечается праздником Антипасхи. Неделя между Пасхой и Фоминым воскресеньем называется Светлой седмицей и для верующих вся является праздничной.

Евангельская история праздника

Полное церковное название Антипасхи звучит следующим образом: Воскресение, подобное Пасхе, которое есть осязание святого славного апостола Фомы. Христианское предание повествует о том, что в пасхальный вечер десять из двенадцати апостолов Христа собрались в доме, и, опасаясь преследований, заперли двери. Фома Близнец по какой-то причине отсутствовал, как и, очевидно, предатель Иуда. Вдруг Иисус появился среди своих учеников и приветствовал их, хотя никто не отпирал ему дверь. Он показал апостолам стигматы — отвепрстия от гвоздей на своих руках и ногах, а также рану между ребер, оставленную копьем легионера.

После этого посещения братья по учению рассказали Фоме о том, что Учитель воистину воскрес и приходил к ним. Сраженному горем после распятия Иисуса Фоме было трудно поверить в его чудесное воскресение, и он ответил, что пока сам не увидит его живым и не прикоснется к его ранам, не поверит в чудо. По прошествии восьми дней с Воскресения Иисус вновь посетил своих учеников, не отпирая дверей дома, в котором они собрались. Он обратился к Фоме и предложил ему вложить палец в раны от гвоздей и руку — "в ребра Свои". Фома уверился в его воскресении и воскликнул: "Господь мой и Бог мой!". Тогда Иисус сказал: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие".

Духовное значение праздника

Имя Фома стало в русском языке нарицательным, от него образовано расхожее выражение "Фома неверующий", которое несет оттенок осуждения. Однако церковь напоминает верующим о том, что апостол Фома раскаялся в своем неверии и впоследствии обошел с проповедью едва ли не всю известную в те времена землю. Именно он основал христианские Церкви в Палестине, Парфии, Месопотамии, Эфиопии и Индии, где, согласно житию, и принял мученическую смерть. Также его оправдывает тот факт, что другим апостолам Христос тоже показывал свои стигматы, чтобы они убедились в реальности его телесного воскресения. То, что он специально пришел еще раз, чтобы убедить Фому, следует понимать не как суровое наставление, а как проявление великодушия и любви к ученику.

Также важны слова Христа о том, что "блаженны не видевшие ран Его и уверовавшие". Апостолам выпало немало испытаний и потрясений, явление им воскресшего учителя во плоти было для них утешением. Но прочие верующие, никогда не видевшие Спасителя земным взором и до его второго пришествия на землю лишенные этой возможности, должны веровать бездоказательно, на одних только духовных основаниях.

Как отмечать Антипасху

Богослужения Фомина воскресенья, согласно Иерусалимском уставу, совершаются по чину двунадесятых Господских праздников, хотя формально этот день к ним не относится. Существует обычай отмечать последний день Светлой седмицы как "вторую Пасху", христосоваться и дарить друг другу крашеные яйца. Правда, в отличие от традиционного красного цвета, на Антипасху их красят в поминальные цвета — желтый и зеленый. Это было связано с тем, что Антипасха накладывалась в народном сознании на древние весенние обряды возрождения природы и торжества жизни над смертью, когда поминались умершие. Говорили, что на Фомино воскресенье "крещеный люд с покойничками христосуется".

В этот день впервые с начала Великого поста в церквях начинали проводить венчания, открывая весенний свадебный сезон. Обвенчаться в само Фомино Воскресенье, которое в честь гуляний и хороводов на просохших высоких местах называли еще "Красной горкой", считалось залогом счастливой супружеской жизни. Была поговорка: "на Масленицу сватовство, на Красную горку — свадьба". Как и поминание умерших, свадьбы и чествования молодых в этот период были в том числе и данью язычеству: весной, когда жизнь торжествует и возрождается, побеждая холод и смерть, надо выражать уважение к предкам и заключать браки, которые приведут к рождению детей.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх