Четвертый день лета в церковной традиции связан с именем мученика Василиска, а в народной — с соловьиным пением, васильками и магией.
Необычное имя святого, претерпевшего страдания в IV веке при римском императоре Максимиане Галерии, наводило наших предков на ассоциации с чудовищем Василиском. По преданию, это огромный змей с петушиной головой или с гребешком, который способен убивать взглядом. Справиться с Василиском можно только при помощи его собственной силы — заставив его взглянуть в зеркало. Кроме того, он боится крика петуха.
День памяти раннехристианского мученика таким образом стал считаться в народе опасным. "На Василиска" не сеяли и не пахали, потому что верили, что в противном случае на поле вырастут только васильки и полынь. Ни в коем случае не сеяли рожь, поскольку на хлебном поле, засеянном в недобрый час, может уродиться настоящий Василиск, и тогда колодцы и поля пересохнут, а дети будут болеть и погибать без видимой причины. Еще одно поверье касалось кур: 4 июня важно было собрать в курятнике все яйца до одного и сразу сварить, иначе из них тоже может вывестись чудовище.
Еще 4 июня считали Соловьиным днем, когда эти птички поют с особенным упоением, и их легко поймать. Птицеловы ходили ночью "подслушивать" и ловить соловьев. Продолжительные трели считались приметой на хорошую погоду, как и громкое кваканье лягушек.
Из-за зловещей и таинственной атмосферы день активно использовался для гаданий. Во-первых, сны с 3 на 4 июня считались вещими, причем сбывались они в точности и в самые краткие сроки. Во-вторых, существовал ритуал гадания на удачу: девушки выбирали молодую березку, повязывали на ее ветки ленты и лоскутки, а из тонких веточек плели венки и бросали в воду. Если такой венок тонул, это было дурным предзнаменованием, если плыл по течению – добрым. Если же венок начинал вращаться, это указывало на скорые перемены в жизни.
Свежие комментарии